Vibra - Всё для мобильной жизни!
 Все новости |  Статьи |  Обзоры |  Поиск |  Форум |  Друзья |  Реклама |  О сайте
Новые статьи Статьи // Герой... с кнопками. Образ мобильника в современной литературе
Lenovo VIBE S1 Lite уже в продаже
Более месяца в режиме ожидания без подзарядки с мобильным телефоном Philips Xenium E103
Lenovo представляет смартфоны VIBE K5 Plus и VIBE K5 на выставке MWC 2016
Смартфон Lenovo X3 Lite (A7010) - уже в Беларуси
Xiaomi Mi 4i - китайский прорыв
До 3,150 музыкальных композиций без подзарядки. Смартфон Philips Xenium V377

Поиск по сайту
 
Рассылка новостей



Статистика





Реклама






 
  Герой... с кнопками. Образ мобильника в современной литературе


...Не существовало никакой причины, чтобы сотовый не отвечал.  
- А если я сплю? - спросила я с идиотским видом.  
- Проснись и ответь.  
- А если я на приеме у гинеколога?  
- Там ведь не уши проверяют, правда?  

«Дьявол носит Prada» Лорен Вайсбергер
  

    Свершилось! Мобильный телефон завоевал право стать… героем, литературным героем. Писатели не долго продержали его на третьих ролях, рисуя образ успешного (в зарубежных произведениях) или крутого (в русскоязычных книгах) человека «с трубой». Нынче телефон - полноправное действующее лицо. Получив яркую эмоциональную окраску, сей предмет зажил своей собственной жизнью на страницах книг. О многогранности образа свидетельствуют его разнообразные роли: от преданного помощника, эдакого доктора Ватсона, до крайне опасного типа, посланника дьявола.

Герой... с кнопками. Образ мобильника в современной литературе

    Мобильник повторяет путь машин в литературе. Те тоже в произведениях конца XIX - начала XX века были всего лишь показателями статуса их владельца. Затем превратились в инструмент, с помощью которого менялся мир, устранялись ненужные препятствия и герои. Машины одушевлялись, и в конце концов они вышли из повиновения, создав свою цивилизацию.

    Однако машины, в отличие от мобильников, не могли присутствовать в жизни литературных персонажей круглосуточно. Поэтому благодаря телефону, писатели получили в свои руки инструмент постоянного воздействия на героев-современников. Строки «он привязал меня, как пуповина, затянувшаяся вокруг горла, и не давал вырваться и спастись от грозящего удушения» написаны о мобильнике...

    Итак, с помощью телефона писатели...

  ...раскрывают преступления

    В детективных произведениях последних лет сотовый телефон играет роль и верного помощника-сыщика, и неоспоримого свидетеля, и труднопреодолимого препятствия для развития интриги. Дабы бороться с последним, детективщики с упорством серийного маньяка направляют своих жертв в места с неустойчивым сигналом. А слова «аппарат находится вне зоны действия сети» предрекают скорую смерть владельцу и завязку сюжета.

    Питер Джеймс - в данный момент один из самых продаваемых англоязычных авторов детективов (тираж его последнего романа «Убийственно жив» - более 10 млн экземпляров). В его книгах герои не только совершают преступления с помощью мобильной связи, но и расследуют их с ее поддержкой. Из его романа «Убийственно просто» мы узнаем, что базовые станции в городах расположены примерно через 500 метров, что мобильный телефон «независимо от того, говорят ли по нему или он находится в режиме ожидания, постоянно посылает сигналы, улавливаемые ближайшим к нему маяком. Исходя из этого, нетрудно зафиксировать передвижение любого владельца сотового телефона». Герои Джеймса могут следить за человеком не только в режиме реального времени (компания «Бритиш Телеком» предоставит им сведения о перемещениях и разговорах нужного лица за любой период времени).

    В детективах с помощью мобильника фабрикуются алиби (свой телефон оставил, купил дешевый с повременной оплатой и затем выбросил), находят трупы (сотовый подавал сигналы с опушки леса), спасают от электрического стула (компания сотовой связи подтвердила, что в это время подозреваемый говорил по телефону за сотни миль от места преступления) и т. д. Если десятилетие назад, работающие в этом жанре авторы в своих произведениях отводили мобильнику роль обычного средства связи, то нынче они используют все функции сотового, чтобы придать достоверность своим героям и их действиям.

  ...порабощают человечество

    Это так элементарно! Мобильный телефон передает импульс, который, как с жесткого диска, стирает из мозга говорящих в этот момент по сотовому людей всю информацию, кроме базовых функций организма и древних животных инстинктов. Дальше - страшнее. «Табула раса» начинает заполняться программой, и у мобилопсихов возникает коллективный разум, направленный на то, чтобы присоединить всех нормальных людей к своему стаду. А помогают в этом приобретенные сверхспособности: телепатия, телекинез и левитация. И при этом - абсолютное обезличивание.

    Автор сценария данного апокалипсиса - Стивен Кинг. В романе «Мобильник» телефону отводится роль точки опоры, найдя которую, человечество переворачивает мир. Стивен Кинг, который утверждает, что у него нет сотового, выводит в произведении нового отрицательного сверхгероя - мобильный телефон. Литературные критики уже шутят, что сотовые компании вскоре объединятся, дабы подать на автора романа в суд за чудовищный теракт против мобильной связи.

  ...меняют повседневную жизнь

    Мобильник сильно испортил жизнь авторам современных любовных романов. Все труднее придумать причину, по которой влюбленные на протяжении четырехсот страниц не могут выяснить отношения. На выходные бедняги порознь отправляются в места, еще не покрытые сотовой связью, к вечеру у них разряжаются аккумуляторы, а в течение рабочего дня загруженность не позволяет сделать личный звонок.

    Но зато у писателей появляется инструмент для более красочного описания нашей зависимости от работодателей. «Когда звонит телефон, большинство людей радуются. Кто-то хочет пообщаться с тобой, поздороваться, порасспросить о жизни, о планах. Для меня же телефон стал дамокловым мечом, назойливым кошмаром, от которого замирает сердце. Люди часто считают, что многочисленные телефонные «навороты» - это всего лишь интересные новинки; меня же прежде всего интересовало, как они могут помочь мне хоть частично остановить льющийся из трубки поток приказов», - это монолог Андреа, героини романа Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada». Мобильник здесь - опосредованное зло, поработившее его владелицу. Он - цепь, приковавшая девушку к деспотичной начальнице. И Андреа дрожит перед телефоном так же, как и перед реальной Мирандой Пристли. Свою злость героиня вымещает на мобильнике, что оттягивает развязку, позволяя начальнице и дальше командовать, ведь не ответить на ее звонок значит потерять работу.

Герой... с кнопками. Образ мобильника в современной литературе

    Сотовый становится в череде романов символом несвободы. Авторы с легкостью переводят мобильник из разряда атрибутов свободы на эту роль. Причина - не только тотальное распространение этого предмета в реальной жизни, но и его яркая эмоциональная окраска. Влияя на судьбы литературных героев, он и сам становится действующим лицом современных авторов.

    Эволюция мобильника в литературе очевидна. По этим же стопам идет и кино. Из атрибутов красивой жизни сотовый превращается то в доброго волшебника, соединяющего влюбленных в картине режиссера Оксаны Бычковой «Питер FM», то в инструмент преисподней в фильме Джеймса Хута «Чертов мобильник». И там, и тут мобильный телефон - полноправное действующее лицо, герой, без которого не склеился бы сюжет. И пока человечество не придумало что-то принципиально новое, этот процесс необратим.

    ...Вот на днях, проходя по павильону одной из столичных книжных ярмарок, увидела рядом с книгой Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет» сборник Шимуна Врочека «Сержанту никто не звонит». Весьма символичное соседство в эпоху мобильного постмодерна.

  Автор: Инна Гецевич
  Copyright © 2008 журнал «Алло, МТС»
  Опубликовано: 21.01.2008

[ вверх ]


 
При использовании материалов сайта, ссылка на Vibra.ws обязательна!
Замечания и пожелания присылайте вебмастеру
 © 2002-2017
 Vibra.ws